КультУра - Коктебель 2007 - КультУра Skip to content

КультУра

КультУра - Коктебель 2007

Дата: 17.06.2010 г. Автор: jimled
]]>Печать]]> E-mail

На три осених дня в Коктебель съезжается особый джазовый контингент. Ощутить море, степь горы - три коктебельских стихии и четвертую музыку. З дня – тридцать концертов, 100 часов живой музыки нон стоп – Пятый международный фестиваль Джаз-Коктебель.

Отдых в Коктебеле стал популярным с конца 19-го века. Можно сказать, что эту моду основал Эдуард Юнге - местный помещик и землевладелец. Врач-окулист Юнге купил землю Коктебельской долины, и хотел превратить ее в цветущий курорт, но не рассчитал затраты. Это вынудило профессора продавать землю небольшими участками. Так в начале XX века в Коктебеле появились первые дачи и первые дачники. Летом городок с населением в три тысячи принимает миллионы отдыхающих.

На три осених дня в Коктебель съезжается особый джазовый контингент. Ощутить море, степь горы три Коктебельских стихии и четвертую музыку. З дня – тридцать концертов, 100 часов живой музыки нон стоп – Пятый международный фестиваль Джаз-Коктебель.

Роману Куприянову почти 8-мь.Это его первый международный фестиваль. В своем о родном Херсоне он звезда, да и здесь раздавая первые автографы и интервью держится вполне уверенно.

Роман Куприянов (труба): Я пришел сам на трубу. Я занимался спортом и шел после тренировки, а там у них окно было открыто, чтобы можно было слушать. Я иду... услышал и попросил, что бы меня мама повела туда.

Так и началась его музыкальная карьера. Руководитель детского джазового коллектива Семен Рывкин,вспоминает, что два года назад 6-летнему Роману не хватало сил держать тяжелую трубу. Пришлось заказывать специально для него так называемый карманный горн. Сегодня на своей трубе Роман, как Луи Армстронг берет не только «до» третьей октавы, но и «ре» - а это недостижимый для многих взрослых музыкантов результат...

Уже сейчас Романа Куприянова называют настоящей сенсацией в джазе. Ребенок, не достигший десятилетнего возраста, не может играть на трубе– сердце и легкие должны созреть для подобной нагрузки. Роман Куприянов справляется со всеми сложностями блестяще, вот только молочные зубы подвели, выпали в самый неподходящий момент.

Роман Куприянов (труба): Зубы выпали еще за неделю до Коктебеля. Тяжело играть без зубов, но я преодолею трудности и стараюсь играть.

Херсон кузница молодых джазовых музыкантов, как выяснилось на фестивале, впереди Украины. Коктебель всегда притягивал к себе людей творческих. В начале прошлого века здесь поселился поэт и художник Максимильян Волошин. Его дача со временем превратилась в первый дом отдыха для людей творческого труда. Сюда приезжали за вдохновением. Паломничество продолжается.

Украинского музыканта Алексея Боголюбова критики называют чутким пианистом, способным захватить слушателя, заворожить и увлечь в гармонию своего темпа и звука..

Алексей Боголюбов (фортепиано): Каждый музыкант, который играет джаз, он рассказывает о своих внутренних ощущениях. Мне 21 год и то что я играю, это то, что я успел пережить за свои годы. Я сам исполняю разную музыку: роковую, эстрадную, но джазовая для меня на первом плане. Тут я просто все забываю и ничего не стесняюсь.

Джазовые музыканты люди с особой психологией их стремление "не играть по нотам. Сплошная импровизация в жизни и в музыке. Во все времена и во всех странах джаз был некой кастой. В советский период он притягивал людей, психологически готовых к противостоянию государству. Этим музыкантам надо было уехать в эмиграцию, чтобы стать известными миру как «Shin» по-грузински «дорога к дому». Много грузинских проектов начинается с тостов, этот не исключение. Грузинский фольк, джаз, древняя восточная, современная европейская музыка, элементы фламенко - все это Шин. Заза Миминошвили один из лучших акустических гитаристов Грузии. Теперь живет в Германии. Свою эмиграцию Заза Миминошвили называет явлением временным. Дома трава зеленее, вода вкуснее, музыка мелодичнее, но этого не почувствуешь пока не окажешься вдали от него.

Заза Миминошвили (гитара): Для таких людей как я это было необходимо. Я не мазохист конечно, но я должен был пройти эту духовную пустыню, остаться со своими мыслями и действительно начать учиться драться, защищаться, выигрывать. Это была моя необходимость.

Shin – это не просто возвращение к истокам грузинской музыки, к традициям отцов и дедов - это переосмысление собственной культурной самобытности и ее интеграция в мировой контекст.

Совместный проект Кати Чили и группы SOLOMINBAND появился совсем недавно, но уже успел стать знаковым. Одна из самых самобытных певиц Украины и единственный в мире человек, который на домре играет джаз.


Виктор Соломин (домра): С самого начала, как я стал осознавать музыку, в каком то корневом смысле этого слова, что понял, что предела для инструмента нет. Я не ставил себе цель – играть рок или джаз Шнитке или Прокофьева на домре. Мне казалось, это будет прекрасно звучать на этом инструменте.

Екатерина Кондратенко, более известная как Катя Чили, украинская певица с уникальным голосом. Несколько лет о ее новых проектах ничего не было слышно. Катя говорит, что это были годы поисков и экспериментов.

Катя Chilly (вокал): Можно петь на пиано, но стекла дрожат и бокалы лопаются. Это не от силы голоса. Это вибрация. Когда я репетирую дома, это абсолютная правда, я пою на пиано, чтобы пощадить соседей и вокруг дома собираются собаки и вороны, это правда. Им не слышно, что я пою, но видимо это какая то вибрация я для себя так это называю. Это видимо так влияет и на человека, который слушает музыку.


Эти люди играют джаз, они относятся к нему не как к цели, а как к средству – средству преобразования общественного сознания. Они все еще помнят те времена, которые мы еще застали, а они уже как следует жили. Их музыка была в андеграунде. Все, что касалось джаза, было престижным, поскольку это было нельзя. Это был глоток воздуха, который запрещали, прорыв в мировую культуру, о которой не говорили. Ну и дальше вспоминаются нескладные стихи про то, как сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст. Наташа Fialkovsky родину не продавала— рожденная в Париже в семье белого эмигранта и француженки, она в восемнадцать лет — в знак протеста — целый год жила в Советском Союзе, где познала все прелести совка и где серьезно взялась за балалайку.

Наташа Fialkovsky (вокал): Мой отец не был коммунистом, ну как он мог быть коммунистом, когда он пережил все ужасы того режима. Тем не менее, он всегда хотел, чтобы у нас была связь с Россией. Чтобы общались, чтобы мы знали какие там люди. И конечно я сразу полюбила и возненавидела Россию. И то и другое.

Коктебель в переводе с тюркского "страна голубых вершин". Совсем недавно это место называлось Планерское и было центром советского дельтапланеризма. Кара-Даг (Черная гора) –всегда был Карадагом. К древнейшему потухшему вулкану можно подплыть поближе на маленьких частных катерах и яхтах. В его уютных бухтах, так называемых сковородках, можно загорать даже поздней осенью. Правда, если начнется шторм, яхты не смогут за вами приплыть и остаться там можно и на несколько дней. Люди, которые не растворились в университетах, люди которые наполовину не умерли в офисах, люди которые имеют уши и слышат давно уже поняли, что за музыкальными впечатлениями надо ехать осенью в Коктебель.

Олега Киреева называют пионером этнического джаза в России, экстраординарным тенористом, революционным русским саксофонистом. Киреев родом из Уфы, он одним из первых в России начал исповедовать этно-подход к джазу. У народных вокалистов, освоил технику горлового пения (узляу), ввел в состав своего ансамбля курай (башкирский духовой инструмент), занялся обработкой народных мелодий.

Олег Киреев (саксофон): Бывает тяжело, когда зритель совсем не готов, когда бизнесмены приходят на дорогой концерт и после первого звука саксофона, ну там сложный джаз, но он пришел, чтобы потом сказать, видимо, что он там был: начинаются разговоры: Ну, как контракт? Это было несколько раз при мне, когда они начинают обсуждать контракт, это нечто, это забавно. Сложно играть для такой публики. А гораздо приятней чтобы публика принимала, и концерт и тогда происходит энергообмен и все здорово.

С энергообменом в Коктебеле хорошо, сюда за этим люди и приезжают. Наверное самым большим музыкальным потрясением фестиваля стала грузинская певица Нино Катамадзе. У Нино Катамадзе есть большая мечта, спеть с военным оркестром Болеро Мориса Равеля. Она эксцентричная, эпатажная и величественная одновременно. Она говорит, что ее русский требует бесконечных извинений, но говорит она так, что ее можно бессконечно цитировать: ее квыражение, что лучше сделать ошибку процесса, чем ничего не делать тут же стало афоризмом. Катамадзе - зашаманила сказал кто рядом стоящий со мной. В то что случилось дальше я бы не поверила,если бы сама не оказалась свидетелем. Нино запела о дожде и крупные капли полились с неба и дождь закончился с последними аккордами песни.

Нино Катамадзе (вокал) Меня до сих пор удивляет когда меня узнают на улице. Это была кульминация, когда у нас в Норильске был аншлаг. Это же закрытый город, там вся информация попадает через самолет и там все закрыто. Я боюсь этого потому, что это огромная ответсвенность . Музыка язык Бога... она не дает тебе скучать.

Она уверенна , что в джазовой музыке можно абсолютно все, лишь бы знать, чего хочешь. Но чем меньше рамок, тем сложнее быть свободным. Нино не может оставаться на одном месте, и все многочисленные свои любимые вещи таскает везде за собой. Она собирает народные музыкальные инструменты, любит цветы и приносит на сцену, все, что помогает ей петь и чувствовать. Она давно живет где поет.....

Видеосюжет:



© Копирование или частичная публикация материала только с разрешения авторов сайта.

Просмотров 3510